Год - это для ребёнка важный, мы бы сказали, переломный возраст. Почему? Во-первых, малыш уже не ползает, а ходит, а значит, видит окружающий мир значительно полнее. Во-вторых, он начинает говорить, и речевое общение дает серьезный толчок его развитию. И, наконец, в третьих, после года малыш может брать в руки разные предметы и изучать их. В этой связи стоит отметить, что большую роль приобретают музыкальные игрушки. Таких игрушек (поющие куклы, машинки, играющие мелодии и т. п.) сейчас выпускается множество; и когда вы создаете для ребенка, по выражению Марии Монтессори, культурное пространство, о них не следует забывать. |
Не прячьте музыкальные игрушки в шкаф, пусть они лежат так, чтобы малыш без вашей помощи мог ими воспользоваться, свободно выбрать ту, которая в данный момент его интересует.
Избегайте игрушек, издающих резкие и слишком громкие звуки.
Музыкальных игрушек не должно быть слишком много. Если буквально всё, к чему прикасается ребенок, звучит и поет, - это явный перебор, когда музыка воспринимается уже не как радость, а лишь как некий звуковой фон.
В три-четыре года большое значение для малыша приобретают детские музыкальные инструменты. Это не просто сделанные для развлечения копии настоящих инструментов - они развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость, музыкальный вкус ребенка.
Иногда родители покупают сразу много инструментов. Малыш мечется от одного к другому, устает от избытка впечатлений и наконец забрасывает в угол все это звенящее, поющее, свистящее богатство, так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему следующий.
Первый важный шаг - подбор мелодии на слух. Начинайте с самых простых песенок, считалочек, прибауток из двух-трех и даже одной ноты: «Тра-та-та, тра-та-та, от-во-ряй-те во-ро-та». Сначала напойте песенку, а потом покажите малышу (у вас получится!), как это звучит на инструменте. Малыши обожают подражать, и ваш сын или ваша дочка со временем непременно постараются подобрать мелодию сами. Похвалите ребенка. Поправьте, если он ошибся. Постепенно мелодии и песенки можно усложнять.
Вспомните, как в общеобразовательной школе мучительно, в течение многих лет (и, в основном, безуспешно) учили нас нотам. Между тем, ребенок может так же, как и читать, научиться играть по нотам за очень короткий срок - как на обычном пианино, так и на детских музыкальных инструментах.
Начинайте с изучения двух-трех нот и постепенно доведите количество их до одной октавы. И снова нам на помощь приходит игра.
Объясните, как записываются ноты до, ре, ми (на первой добавочной линейке, под первой, на первой.) Лист с отчетливо написанными нотами пусть лежит на видном месте. Покажите, где играются эти ноты на пианино (можно игрушечном) или другом детском, лучше, клавишном музыкальном инструменте. Теперь отчетливо напишите на нотных линеечках ноту до и попросите ребенка сыграть эту ноту. Если он сделал это правильно, то получает одно очко и ваши аплодисменты, если неправильно - очко получаете вы (можно, конечно, обойтись и без музыкального инструмента: вы просто пишете ноту и спрашиваете, как она называется; но это доставляет ребенку меньше удовольствия).
Игра продолжается до 5 - 7 очков. Не забывайте, что ребенок должен чаще выигрывать, чем проигрывать. Время от времени меняйтесь ролями: спрашивает малыш, а отвечаете вы.
Постепенно количество нот можно увеличивать. Кроха получит особое удовольствие, если будет играть не набор нот, а известную ему песенку. Чуть позже можно ввести и ритмические обозначения: целые ноты, половинки, четверти. Для многих детей такая игра становится любимой и они довольно быстро (через месяц, через несколько месяцев) начинают самостоятельно играть по нотам в пределах первой октавы.
Для серьезных занятий музыкой важен абсолютный слух - когда вы по звучанию ноты можете сказать, что это за нота - до, ми или соль. Такой слух развивает несложная игра: мы занимались с детьми трех-четырех лет два раза в неделю, и в большинстве случаев достигали цели.
Подходит любой клавишный инструмент или даже металлофон. Начинайте с трех нот: до, ре, ми первой октавы. Попросите ребенка отвернуться и нажмите одну из клавиш. Малыш нажимает по очереди все три клавиши и говорит, какая нота, по его мнению, прозвучала. При этом важно, чтобы звук ассоциировался у ребенка с названием ноты. Как и раньше,в случае правильного ответа очко получает малыш, в случае неправильного - вы. Постепенно количество нот увеличивается. Не забывайте о смене ролей.
Малыши - музыкальный народ, они прямо-таки обожают петь. Сначала они поют так, как слышат: здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все яснее видна индивидуальность ребенка. Иногда дети разыгрывают целые спектакли, держа предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция.
Несколько слов об особенностях детского голосового аппарата. Это инструмент нежный и хрупкий. Формирование связок происходит не сразу, и до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или как выражаются музыканты, сорвать. Поэтому маленьким певцам нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Случается, что сорвав голос в раннем детстве, мы не можем петь всю жизнь.
Решающее значение здесь, как впрочем, и, практически, во всем, имеет пример родителей. На экзамене в музыкальную школу пятилетняя девочка неожиданно начинает очень громко, с надрывом петь лирическую песню. Девочка, разумеется, не виновата. В таком исполнении она слышала песню от взрослых и подражает им. Иногда родители говорят: «Что ты там мурлычешь себе под нос? Поешь - так пой!». И ребенок привыкает к мысли, что петь громко значит петь хорошо.
Очень хорошо, когда совместное пение становится семейной традицией. Вот что пишет о таком пении Сергей Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
Если ребёнок вместе с вами за столом, то пойте не только свои любимые, но и те детские песенки, которые ребенок знает. Старайтесь не заглушать его голос. Напротив, пусть малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
Маленький ребенок не уверен в своих силах и неодобрение взрослых (а тем более насмешка) может надолго лишить его желания петь. Знаем девочку двенадцати лет, которая категорически отказывается петь только потому, что мама, когда ей было четыре года, посмеялась над тем, что она неправильно поет. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь куклы и рисунки. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев быстро. Возьмите игрушечного зайку, пусть он двигается под песню: запев - движения плавные, словно он на коньках катается, припев - зайка прыгает. Когда вы разучиваете новогоднюю песенку, положите перед ребенком рисунок, на котором Дед Мороз, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенка о лете - летний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе - изображения этих животных. Это помогает маленьким певцам войти в образ песни.
В игру «Кто первый запоет?» хорошо играть, когда к вашему малышу придет в гости сверстник. Вы начинаете негромко играть мелодию известной детям песни (или просто напеваете ее без слов). Кто первый узнает песню, получает очко.
Можно играть в эту игру и тогда, когда у ребенка нет компании. Но в этом случае (как в телепрограмме «Угадай песню») он должен узнать песню по первым пяти, шести нотам.
Другой вариант - угадать песню по ритму: вы стучите ритм хорошо известной ребенку песни и просите его повторить.
***
Любят малыши и танцевать. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями. Научите его кружиться под музыку, ритмично пристукивать каблуками. Порой маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите их внимание на то, что под марш делают бодрые, уверенные движения, под плавную музыку - медленные, спокойные. Дайте им слушать разную музыку, и пусть малыши одни или вместе с вами танцуют, придумывая движения. Вы увидите, насколько велики их способности к двигательной импровизации.
Очень хорошо, когда танцам малыша учит его старший брат или сестра. Недаром Мария Монтессори справедливо считала, что «...дети обучают других детей лучше, чем взрослые». На день рождения, когда приходят друзья ваших сына или дочки, можно устроить групповые танцы. В центре круга - взрослый или ребенок, умеющий танцевать, и все повторяют движения за ним.
Несомненно, танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей (а, впрочем, и в вашу) радость, хорошее настроение. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.
И в заключение, ещё один важный момент. Не стоит, чтобы маленький ребенок замыкался на чем-то одном. Не советуем с раннего детства внушать ему, да и самим себе: «Главное - рисование!» Или: музыка. Или: спорт. Так дети получают одностороннее, воспитание. А потом мы удивляемся, откуда берутся математики, не понимающие, как можно замирать, слушая шубертовскую «Аве Мария», а психологи жалуются, что интеллектуальное развитие детей опережает эмоциональное.
Вспомним слова Константина Дмитриевича Ушинского «Только хорошо поставленное общее воспитание может стать надежной базой специального образования».
Лев Романович Мадорский - преподаватель музыкальной школы, в настоящее время работает в Германии. Анатолий Залманович Зак - профессор музыкальной академии имени Гнесиных. Написали в соавторстве несколько книг о семейном воспитании. Сейчас работают над книгой «Ребенок тянется к музыке»
http://deti.mail.ru/roditeljam/1-2_goda/razvitie/muzika/?page=3
Статья представлена:
Учитель-логопед Гараева И.В. |